Понедельник, 29.04.2024, 11:53Приветствую Вас Гость | RSS
Школа бильярда М.Э.Воронцовой 8.926.358-28-22 уроки
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ПИРАМИДА (правила)


РУССКИЙ БИЛЬЯРД (пирамида) 
Правила соревнований по пирамиде (с 01.01.2006) 


Настоящие официальные международные Правила охраняются международным и Российским законодательством об авторских правах. 
Их перепечатка и переиздание, а также размещение на интернет-сайтах, в полном объёме или частично допускается только с письменного разрешения исполкома МКП. 
Ссылка на авторов обязательна.
Официальные и полные правила вы можете прочитать на сайте: www.mosbilliard.ru

Пирамида (русский бильярд)– это разновидность мирового лузного бильярда со своими особыми правилами и требованиями к бильярдному оборудованию.

Официальные соревнования проводятся по следующим видам Пирамиды:
1. Свободная пирамида
2. Комбинированная пирамида
3. Динамичная пирамида
4. Классическая пирамида

Общие правила пирамиды
Центральная точка – точка в центре стола.
Центральная линия – прямая линия, делящая стол на две половины – передняя и задняя.
Передняя точка – точка в центре передней половины стола.
Линия дома – прямая линия, проведенная через переднюю точку параллельно переднему борту. Линия дома не является частью дома.
Дом – часть стола, между линией дома и передним бортом.

Задняя точка – точка в центре задней половины стола.
Биток (свой) – шар, по которому наносится удар.
В играх одним шаром – биток – цветной шар.
При игре в «Свободную пирамиду» любой шар на столе может быть битком Исключением является лишь разбой, разбой выполняется цветным шаром.
Прицельный шар (чужой) – шар, в который наносится удар.

ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР:
Удар – соударение битка с одним из прицельных шаров напрямую, или через борт.
Шар стоящий вплотную к борту – при ударе по такому шару происходит два соударения – «биток – прицельный шар» и «прицельный шар – биток».
Удар считается правильным, если после соударения:
1. шар забит в лузу; или
2. после удара было касание двух бортов любыми шарами:
3. пересечение центральной линии и касается любого борта любым шаром.
4. отражается от любого борта, а затем:
a) пересекает центральную линию или
b) перекатывает через нее любой щар.
5. Если биток касается прицельного шара, то наносится удар под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров.
6. Расстояние между битком и прицельным шаром очень мало, то удар наносится таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед за прицельным шаром.
7. Положение шара определяется положением его центра.

ШТРАФ
Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, накладывается только один штраф.

Штраф накладывается:
1. Удар по битку произведен не наклейкой кия.
2. Если ни одно из указанных условий правильного удара не выполнено.
3. Если при выполнении удара по битку, ни одна нога играющего не касается пола.
4. Запрещается касание любого шара на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п., за исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара
5. При выполнении удара наклейкой кия, произошло касание битка больше одного раз.
6. Пропих шаров.
7. Выскакивание битка или любого прицельного шара за борт.
8. Если при ударе биток не коснулся ни одного из прицельных шаров.
9. Если следующий удар наносится до полной остановки всех шаров.
10. Неправильный разбой.

6. Игра после нарушения
В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку (предусмотренного правилами «Свободной пирамиды», «Комбинированной пирамиды» и «Динамичной пирамиды») штрафного шара:
(1) сам произвести следующий удар или
(2) потребовать продолжения игры нарушителем.

7. Розыгрыш начального удара
7.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.
7.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
7.4. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

8. Исходная расстановка шаров
8.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Все шары должны соприкасаться.
При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
8.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.
Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие установку неполной пирамиды (см. п.12 и п.27, а также раздел 1, п.14). При этом необходимо соблюдать следующие правила:
Неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. Шары в каждом ряду располагаются вплотную друг к другу и к шарам верхнего ряда. Основание (нижний ряд) заполняется от середины к краям симметрично относительно продольной оси стола. Для достижения полной симметрии в нижний ряд в случае необходимости перемещают шар из вершины пирамиды.

11. Введение битка в игру (начало игры)
11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует использовать цветной шар.
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. разделы 9 и 10).
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. раздел 14).
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

12. Правильный начальный удар
12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным , если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) по меньшей мере три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
(3) два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того , хотя бы один (любой) прицельный шар пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.
Примечание: При расстановке шаров заново после снятия штрафного шара следует руководствоваться правилами выставления неполной пирамиды (см. п. 8.).

13. Попеременное разбитие
В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.

21. Штрафной и премиальный удар с руки из дома
21.1. При игре в «Комбинированную пирамиду» удар с руки из дома производится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штрафным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт в), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу). При этом введение битка в игру производится в соответствии с разделом 11.
21.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром. Если все прицельные шары расположены в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.
21.3. Штрафной и премиальный удар с руки из дома должны удовлетворять всем требования раздела 20 «Правильный удар».

22. Правильно и неправильно забитые шары
22.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
22.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
22.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 14), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми .
Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 14), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, считается забитым правильно.
Примечание . Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.
22.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
22.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. (Штраф при этом не налагается.)

23. Шар на краю лузы
23.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
23.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары восстанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
23.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу в вследствие произведенного удара и не восстанавливается.

24. Выскочивший шар
24.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
24.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
24.3. Если любой шар (биток или любой прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.

25. Выставление шаров
25.1. Все неправильно забитые и выскочившие за борт шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
25.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
25.4. При игре в «Свободную пирамиду» любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара, а при игре в «Комбинированную пирамиду», «Динамичную пирамиду» и «Классическую пирамиду» – в качестве прицельного шара.

27. Вмешательство постороннего.
Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды ( или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 12). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.
Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п. 8.

«Свободная пирамида»
При игре в «Свободную пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами пирамиды», а также нижеследующими правилами.
1. Цель игры. Первым (раньше соперника) набрать восемь очков.
2. Используемые шары. Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
В «Свободной пирамиде» нет постоянного подразделения шаров на единственный биток (по которому бьют кием) и прицельные шары (по которым бьют битком).
При выполнении любого удара (за исключением начального) игрок может использовать в качестве битка любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета). Соответственно все остальные шары на игровой поверхности стола (независимо от их номера и цвета) могут служить в качестве прицельных.
3. Исходная расстановка шаров. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров, служащих прицельными при выполнении начального удара, устанавливаются в произвольном порядке в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара, располагается в доме.
4. Начальный удар (разбитие пирамиды). Начальный удар производится с руки из дома в соответствии с разделами 11 и 12 «Общих правил Пирамиды».
5. Правила ведения игры:
1. Перед каждым ударом (за исключением начального) игроку предоставляется право выбора битка.
2. Если в результате правильного удара в лузу забит шар, то игрок производит следующий удар с возобновлением права выбора битка.
3. Если при правильном ударе ни один из шаров не забит в лузу, то право следующего удара c правом нового выбора битка переходит к сопернику. (В случае нарушения правил вступает в силу раздел 10 «Общих правил Пирамиды».)
4. Забивать в лузу можно как любой прицельный шар, так и биток от любого прицельного шара.
5. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитываются все упавшие в лузы шары.
6. Любой удар (за исключением начального) должен завершиться в полном соответствии с разделом 20 «Общих правил Пирамиды». В противном случае – штраф.
6. Ведение счета. За каждый правильно забитый в лузу шар игроку присуждается одно очко. В случае нарушения правил к текущему счету соперника нарушителя прибавляется одно очко.
7. Штрафы за нарушения. В случае нарушения правил соперник нарушителя снимает со стола любой шар (по своему выбору) и кладет на свою полку. Такой шар называется штрафным . Он снимается после выставления всех неправильно забитых и выскочивших шаров.
8. Выставление шаров. Все неправильно забитые и выскочившие шары выставляются в соответствии с разделом 25 «Общих правил Пирамиды».

«Комбинированная пирамида»
При игре в «Комбинированную пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами пирамиды», а также нижеследующими правилами.
1. Цель игры. Первым (раньше соперника) набрать восемь очков.
2. Используемые шары. Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости), используемых в качестве прицельных, и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера, используемый в качестве битка.
3. Исходная расстановка шаров. Перед начальным ударом пятнадцать прицельных шаров устанавливаются в произвольном порядке в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Биток располагается в доме.
4. Начальный удар (разбитие пирамиды). Начальный удар производится с руки из дома в соответствии с разделами 11 и 12 «Общих правил Пирамиды».
5. Правила ведения игры:
1. Забивать в лузу можно как любой прицельный шар, так и биток от любого прицельного шара.
2. Взамен забитого битка играющий снимает со стола один из прицельных шаров по своему выбору и получает право на премиальный удар битком с руки из дома в соответствии с разделом 21 «Общих правил Пирамиды»
3. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитываются все упавшие в лузы шары.
4. Любой удар (за исключением начального) должен завершиться в полном соответствии с разделом 20 «Общих правил Пирамиды». В противном случае – штраф.
6. Ведение счета. За каждый правильно забитый в лузу шар игроку присуждается одно очко. В случае нарушения правил к текущему счету соперника нарушителя прибавляется одно очко.
7. Штрафы за нарушения. В случае нарушения правил соперник нарушителя снимает со стола любой шар (по своему выбору) и кладет на свою полку. Такой шар называется штрафным . Он снимается после выставления всех неправильно забитых и выскочивших шаров.
Если биток забит неправильно или выскочил за борт, то после снятия штрафного шара вступающий в игру соперник производит штрафной удар с руки из дома в соответствии с разделом 21 «Общих правил Пирамиды».
8. Выставление шаров. Все неправильно забитые и выскочившие прицельные шары выставляются в соответствии с разделом 25 «Общих правил Пирамиды».

«Динамичная пирамида»
При игре в «Динамическую пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами пирамиды», а также нижеследующими правилами.
1. Цель игры. Первым (раньше соперника) набрать восемь очков.
2. Используемые шары. Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости), используемых в качестве прицельных, и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера, используемый в качестве битка.
3. Исходная расстановка шаров. Перед начальным ударом пятнадцать прицельных шаров устанавливаются в произвольном порядке в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Биток располагается в доме.
4. Начальный удар (разбитие пирамиды). Начальный удар производится с руки из дома в соответствии с разделами 11 и 12 «Общих правил Пирамиды».
5. Правила ведения игры:
1. Забивать в лузу можно как любой прицельный шар, так и биток от любого прицельного шара.
2. Взамен забитого битка играющий снимает со стола один из прицельных шаров по своему выбору, кладет его на свою полку и получает право на премиальный удар битком с руки с любого места стола. При этом забивать с лузу можно только прицельный шар. (Упавший в лузу биток не засчитывается. При этом штраф не налагается. Соперник продолжает игру ударом с руки с любого места стола.)
3. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитываются все упавшие в лузы шары.
4. Любой удар (за исключением начального) должен завершиться в полном соответствии с разделом 20 «Общих правил Пирамиды». В противном случае – штраф.
6. Ведение счета. За каждый правильно забитый в лузу шар игроку присуждается одно очко. В случае нарушения правил к текущему счету соперника нарушителя прибавляется одно очко.
7. Штрафы за нарушения. В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право:
(1) снять со стола любой шар (по своему выбору), положить его на свою полку и продолжить игру из сложившейся позиции; или
(2) продолжить игру штрафным ударом битком с любого места стола. При этом забивать с лузу можно только прицельный шар.
8. Выставление шаров. Все неправильно забитые и выскочившие прицельные шары выставляются в соответствии с разделом 25 «Общих правил Пирамиды».

«Классическая пирамида»
При игре в «Классическую пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами русского бильярда», а также нижеследующими правилами.
1. Цель игры. Первым (раньше соперника) набрать 71 очко или более очков.
2. Используемые шары. Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти, используемые в качестве прицельных, и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера, используемый в качестве битка.
3. Исходная расстановка шаров. Перед начальным ударом пятнадцать прицельных шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Шары становятся вплотную друг к другу в следующем порядке: 1-й ряд – 4; 2-й ряд – 5,6; 3-й ряд – 7,15,8; 4-й ряд – 9,14,13,10; 5-й ряд – 2,1, 12, 11,3. Биток располагается в доме.
4. Начальный удар (разбитие пирамиды). Начальный удар производится с руки из дома в соответствии с разделами 11 и 12 «Общих правил».
5. Правила игры и ведения счета:
1. За каждый правильно забитый прицельный шар к текущему счету игрока прибавляется число очков, равное его номеру, а за сыгранную единицу (туза) – 11 очков, таким образом, общая сумма очков – 130. К последнему оставшемуся на столе прицельному шару вне зависимости от его номера прибавляется 10 очков.
2. Перед выполнением удара играющий должен заранее указать конкретный прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть. Заказ адресуется судье и должен быть чётким и ясным. До удара заказ может быть изменен и объявлен заново. Изменение заказа в процессе удара не допускается.
3. При правильном сыгрывании заказанного шара все шары, упавшие в лузы вследствие произведенного удара, засчитываются.
4. Если в лузу падет незаказанный прицельный шар, то его выставляют и игра продолжается на общих основаниях.
5. В случае падения в лузу или выскакивания за борт битка налагается штраф, после чего вступающий в игру соперник производит штрафной удар с руки из дома в соответствии с разделом 21 «Общих правил».
6. За каждое нарушение с текущего счета нарушителя списывается 5 очков, а к текущему счету соперника прибавляется 5 очков.
7. Если каждый из игроков набирает по 70 очков, то последний забитый прицельный шар выставляется на заднюю отметку. Право последующего удара определяется розыгрышем, после чего игра продолжается с руки из дома и ведется до забитого шара.
8. Любой удар (за исключением начального) должен завершиться в полном соответствии с разделом 20 «Общих правил». В противном случае – штраф. ( Примечание: При проведении турниров среди ветеранов этот пункт по решению организаторов соревнований может быть упразднен.)
6. Выставление шаров. Все неправильно забитые, незаказанные и выскочившие прицельные шары выставляются в соответствии с разделом 25 «Общих правил».

     Правила подготовлены международной комиссией МКП по правилам в составе:
     Гетманец А.И. (Молдова), Кадышев В.Д. (Россия), Леонтьев Ю.Н. (Украина), Лошаков А.Л. (Россия), Сащенков В.А. (Литва), Черванев Ю.Н. (Беларусь), при участии Кузьмичева Н.М. (Россия).

     Под общей редакцией Председателя комиссии МКП по правилам А.Л. Лошакова

     Комиссия выражает благодарность за активное содействие 1-му Вице-президенту Федерации бильярдного спорта России В.П.Никифорову и Вице-президенту Федерации бильярдного спорта Санкт-Петербурга А.Н.Пухленко.

     Исполком Международного комитета по Пирамиде. 2005. Все права защищены.
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930